Изменения в лицензировании: действуют с весны 2026
Если вы занимались лицензированием последние несколько лет, то наверняка знаете, что до конца 2024 года у нас в этой сфере действовал небольшой «эксперимент». Суть его сводилась к переводу части документации, касающейся разрешительной деятельности, в электронный формат.
Начался эксперимент в 2021 году, проходил не без проблем, но показал, что лицензирование можно оптимизировать и автоматизировать. Для этого вводились электронные сервисы по приёму заявлений, а также начала действовать реестровая модель учёта лицензий и изменений в них. Если говорить проще, то именно благодаря этому заявлению появилась возможность совершать большинство операций, связанных с лицензированием в РФ, через портал госуслуг. При этом частично сохранялись и старые инструменты работы, основанные на бумажной документации.
Что изменилось в ходе эксперимента:
- Лицензии были переведены на реестровую модель учёта. То есть они не выдаются на руки – можно получить лишь соответствующую справку он наличии (или отсутствии) лицензии, обратившись в лицензирующий орган через «Госуслуги».
- Сократился список документов, которые заявитель должен был предоставлять при оформлении лицензии. В частности, теперь не требуется прикреплять к заявлению те документы, доступ к которым чиновники могут получить в рамках межведомственного взаимодействия.
- Сократились сроки, которые требуются на получение лицензии. Этого во многом удалось достичь за счёт автоматизации и вывода большинства документов в электронный формат.
- Произошёл частичный или полный отказ от бумажных носителей, а также от выдачи лицензий «на руки» даже в электронном формате. Все сведения о наличии лицензии предлагалось получать в доступном реестре.
Закон, меняющий всё
В формате эксперимента с сохранением старых рудиментарных инструментов система лицензирования действовала до 31 декабря 2024 года. И уже 31 июля 2025 года результаты эксперимента были закреплены в масштабном законе №304-ФЗ. В нём более полутора сотен страниц, он затрагивает семьдесят федеральных законов, внося в них изменения, касающиеся подачи документов и перехода «в цифру». Новшества коснулись законов о недрах, пожарной безопасности, экологической экспертизе, охране окружающей среды и т.д.
Это по-настоящему масштабный документ. Но нас в рамках этого обзора будет интересовать только его статья №55. Именно она вносит изменения в закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вводимые этой статьёй изменения начнут действовать с марта 2026 года.
Электронный формат для всех взаимодействий с государством
Если кратко охарактеризовать суть изменений, которые всех нас ждут весной 2026 года, то свести её можно к полному переходу в «цифру» практически для всех типов лицензий. Касается это как непосредственно получения лицензии, так и всех операций, которые могут потребоваться впоследствии.
Теперь в электронном виде подаются:
- Заявления о предоставлении лицензии.
- Заявления о внесении изменений в реестр.
- Заявления о прекращении действия лицензии.
Кроме того, если в качестве заявителя выступает представитель компании или индивидуального предпринимателя по доверенности, саму доверенность он должен представить в электронном машиночитаемом виде.
Универсальным инструментом для аутентификации и идентификации заявителей выступает система ЕСИА от Минцифры. Заявления должны заверяться усиленной квалифицированной цифровой подписью. Подписью того же уровня заверяются прилагаемые к лицензии электронные документы.
Исключением здесь будут те случаи, когда в качестве заявителя выступает физическое лицо, являющееся представителем ИП или компании. Таким лицам разрешено заверять заявление усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Выдача сведений о лицензиях должна ускориться
Небольшие изменения коснулись 8 части статьи 21 закона №99-ФЗ. В этой части речь идёт о сроках предоставления сведений о лицензиях. Раньше там однозначно указывалось, что сведения предоставляются в сроки не более трёх рабочих дней. Теперь в пункт была добавлена формулировка с оговоркой о том, что в случаях, если это предусмотрено положениями о конкретных видах лицензирования, сроки могут быть меньше.
Есть исключения
Отметим, что для некоторых специфических направлений «бумажный» вариант взаимодействия с государством всё-таки сохраняется. Как несложно догадаться, остался он в сферах, связанных с обеспечением государственной и промышленной безопасности.
В частности, в бумажном виде нужно подавать заявление на получение лицензии или внесение изменений в неё, если лицензия выдаётся:
- Федеральной службой безопасности (ФСБ).
- Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
То есть, как и раньше, заявления будут приниматься либо лично в соответствующем отделении органа исполнительной власти (ФСБ или ФСТЭК), либо посредством отправки заказного письма с уведомлением о вручении.
Что важно, исключения здесь касаются и правил выдачи информации об имеющихся лицензиях. В штатном порядке, как мы писали выше, они теперь выдаются в течение трёх дней или менее при обращении через портал государственных услуг. Но это не касается лицензий, выдаваемых ФСБ и ФСТЭК.
Нужна помощь с получением лицензии?
Команда проекта “Строительныех Реестры” поможет оформить пакет документов, проведет предварительную проверку штата и оснащения Вашего предприятия. Мы работаем с лицензиями МЧС, Министерства культуры и в области использования атомной энергии.